Monday, June 17, 2013

Велосипеды в Винтертуре

Винтертур считается самым «bike-friendly» городом в Швейцарии, и это учитывая, что Швейцария сама по себе уже достаточно байк-фрэндли. Можно смело утверждать, что велосипеды здесь есть у каждого, кто физически в состоянии на них залезть. Ездить начинают с самых малых лет, сначала на трехколесных для совсем малышей, а потом на двухколесных, но без педалей — тренирует равновесие. В результате любой швейцарец может спокойно ездить, вообще не держась за руль! Для меня это было просто шоком.. Я поначалу вообще довольно неуверенно ездила, чувствовала себя полным вело-идиотом по сравнению с обгоняющими меня на полном ходу швейцарцами. Долго училась одной рукой управлять — здесь обязательно надо рукой показать в какую сторону ты поворачиваешь. Ездить вообще не держась за руль за пять лет так и не научилась. И не уверена, что хочу :-)

В целом все организовано так, чтобы люди ездили на велосипедах. Велосипед — это часть уличного движения, такое же транспортное средство, как и все остальные. Велосипедам отведено чуть ли не полдороги — по полосе с обеих сторон, полоса шириной где-то метр. Зачастую есть и вообще отдельные велосипедные дорожки, параллельные главной улице. Для велосипедов есть специальные парковки, всегда бесплатные (платную знаю только одну — подземную на главном вокзале, стоит 1 франк в день). Поднакачать шины можно бесплатно около многих специализированных веломагазинов.

Здорово они придумали с "заправкой". Это, правда, в Берне :-)
Велосипедисты подчиняются тем же ПДД, что и автомобилисты — правый приоритет, светофоры, пешеходные переходы и т.д. По тратуарам, соответсвенно, ездить нельзя, но это, понятное дело, и не проблема. К вопросу о ПДД: когда я приехала в Швейцарию, мне в течение года надо было пройти экзамен на вождение, чтобы мои российские права «зачлись». Если не проходишь экамен или тянешь больше года, то надо делать все заново — ходить на курсы, сдавать теорию, водить год в качестве «L» и т.п. (что стоит в сумме чуть ли ни 5.000). Поэтому мотивация сдать этот экзамен у меня была. Но пришлось взять 5 уроков вождения, по больше части как раз из-за велосипедов, потому что здесь довольно много правил, которых у нас вообще нет — когда заезжать на велосипедную полосу, а когда нет, когда пропускать велосипед на повороте, а когда нет — все в таком духе. Так что понадобилось некоторое время, чтобы это освоить и, главное, привыкнуть.

Здесь я стала большим фанатом езды на велосипеде — и быстро (сел и поехал, а то пока дойдешь до автобусной остановки, пока приедет автобус, пока доедешь до центра..), и дешево (мне со всеми поими скидками поехать на самое короткое расстояние на автобусе стоит 2.20, туда-обратно получается 4.40, так что экономия заметная), и полезно — хоть какое-то движение. Проблема возникает в плохую погоду: если дождь, то даже специальный плащ не сильно спасает, а если холодно, то нужны уже специальные перчатки от ветра, а то руки леденеют мгновенно. Ну и с детьми, конечно, уже не просто сел и поехал, а нужен прицеп, прицеп прицепить, детей усадить, и все это дело на себе дотащить..

Вот, в качестве иллюстрации, обычный винтертурский светофор — для автомобилей, для автобуса и для велосипедов.


1 comment:

  1. Да-да, я тоже до сих пор чуть ли не с благоговением смотрю на финнов, которые ездят без рук, на совсем маленьких детишек, которые уже могут ездить на двухколёсных велосипедах. Я мало-мальски могу ехать, держась одной рукой (правой :)), но чтобы вообще без рук.
    А еще мне нравится, когда видишь, как катаются целыми семьями. Так здорово: папа, мама и детишки. Каждый на своём велосипеде, в шлемах, - так дружно :)

    ReplyDelete